Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Анализ поведения ребенка в коллективе

Как показывают все материалы, объективно у Тани с товарищами сложились неплохие взаимоотношения, несмотря на большое количество конфликтов, возникающих между ней и детьми.

Во-первых, об этом говорят данные наблюдений. Дети, за исключением тех периодов, когда она находится с кем-нибудь в конфликте, охотно и много общаются с Таней, ее охотно принимают в игру и включают в общее дело. Если Таня проявляет желание принять участие в общей деятельности или игре, то это желание всегда удовлетворяется.

Во-вторых, из бесед с одноклассниками, специально проведенных для выяснения того, как сложились взаимоотношения Тани с товарищами, видно, что многие дети относятся к Тане хорошо и охотно с ней общаются. Некоторые дети не любят Таню из-за того, что она непослушна, груба, агрессивна, обидчива, но другие (и их немало) относятся к ней положительно, любят и ценят ее за веселый характер, знания, умения и проявляющееся нередко стремление помочь товарищам.

И, наконец, в-третьих, о том же говорят и данные, полученные при использовании экспериментального приема, выявляющего взаимоотношения детей. Напомним, что этот экспериментальный прием в данном исследовании заключается в том, что детям в классе предлагалось написать имена тех трех детей, с которыми они предпочитают поехать в лагерь, затем — с кем проводить уборку и, наконец, — с кем отправиться на прогулку. Таню выбрало шесть человек (в этом классе десять детей получили выборов больше, чем она, три ребенка получили столько же, а девять детей получили меньше).

Она сама выбрала всего четырех детей (из девяти возможных). Это среднее количество выборов, если сопоставить эту цифру с данными других детей. Два выбора оказались взаимными.

Следовательно, по этим данным объективно Таня занимает среднее положение — она получила сравнительно с другими детьми своего класса не мало выборов, из которых два оказались взаимными. Относительно маленькое количество выбранных ею детей говорит о том, что здесь имеется какое-то несоответствие, причину которого пока еще трудно объяснить. Может быть, она только к некоторым детям относится хорошо, может быть, она не рассчитывает на взаимность выбора, и поэтому выбрала только этих детей, а может быть, тут имеется и еще какая-нибудь причина. Следует отметить, что из четырех выбранных ею детей три ребенка (как это видно по всем данным) пользуются наибольшей любовью и популярностью в классе. Из этих детей только одна девочка один раз выбрала ее.

Итак, наблюдения, беседы с детьми об отношении их к Тане и экспериментальный прием выбора предпочитаемых детей для различной деятельности — все говорит о том, что взаимоотношения Тани с детьми можно считать средними.

Как же сама Таня относится к занимаемому положению, как она его переживает и к чему здесь стремится?

Для того чтобы выяснить этот вопрос, в нашем распоряжении имеется материал экспериментальных бесед. Такая беседа представляет собой экспериментальный прием, в котором при помощи системы специально составленных вопросов экспериментатор стремится выяснить интересующий его вопрос (экспериментальная беседа использовалась при изучении мотивов учения школьника и описана в соответствующей статье Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной. См.: «Известия АПН РСФСР», вып. 36). Экспериментальная беседа строится с таким расчетом, чтобы интересующие экспериментатора моменты выступили в ней дважды — так как они представляются самому ребенку, и так, как они выступают в своей объективной характеристике. Это достигается вопросами двух типов. Во-первых, в беседе используются прямые вопросы, в которых ребенка прямо спрашивают о каком-либо событии, об его отношении к нему, о его желаниях. Во-вторых, экспериментатор стремится выяснить это же, но не прямым, а косвенным путем, задавая такие вопросы, отвечая на которые ребенок невольно для себя обнаруживает свое отношение, свои стремления и желания.

Сопоставление ответов ребенка на косвенные и прямые вопросы позволяет обнаружить (в интересующем экспериментатора вопросе, на выяснение которого, и направлена беседа) и то, что именно осознано школьником, и то, что может им не осознаваться, хотя объективно, и имеет место. Очень важно также, что сопоставление различных ответов (в одной и той же и в разных беседах) вскрывает имеющиеся у ребенка противоречия, неадекватность, стремление избежать ответов на те или иные вопросы, а это является, как мы уже указывали, симптомом наличия аффективных переживаний.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.