Чувство собственного достоинства
Поддержать чувство собственного достоинства и подтолкнуть к творческому решению. Чтобы дети могли самостоятельно найти выход из сложной для них ситуации, нам нужно быть где-то рядом, оказывая им поддержку и в то же время проявляя доверие. Как вы знаете, они легко поддаются чувству разочарования или обидам и часто склонны возвращаться к самому примитивному способу решать проблемы: драться, визжать, кричать, обзываться, ябедничать, хныкать. Поэтому мы не можем просто сказать: Реши эту проблему сам - и выйти из комнаты. С другой стороны, не стоит и торопиться предлагать свое решение, потому что этим мы подрываем веру ребенка в свои силы. Мы должны дать ему понять, что действительно твердо верим в то, что он сам сможет найти верное решение, которое подошло бы всем, вместо того чтобы показывать, что мы ему не доверяем и не верим, что он справится с этой задачей. Но при этом мы должны быть рядом, чтобы обеспечить ему поддержку и не дать выразить свое разочарование, кого-то поколотив.
Другой пример того, как можно оставлять детям половину решения, состоит в том, чтобы сказать: Марк действительно расстроился из-за этого, поэтому давайте подумаем, что мы могли бы сделать, чтобы исправить эту ситуацию? (вместо типичного: Сейчас же извинись! или это было нечаянно; он не хотел сделать тебе больно). Нет ничего, что раздражало бы меня больше, чем детские равнодушные, неискренние извинения, которые делаются лишь потому, что папа или мама в этот момент стоит над душой. И все же постоянно приходится иметь дело со взрослыми, которые только на это и рассчитывают.
Дети всегда охотно откликаются, когда мы подталкиваем их самостоятельно решать какие-то проблемы, даем понять, что верим в них и что они могут рассчитывать на нашу поддержку. В конечном счете ребенок может прийти к тому же самому решению, которое выбрали бы и мы, но ведь совсем другое дело, когда он делает выбор самостоятельно.
←
13.06.2018