Перевоспитание ребенка
Если ребенок не категорически отказывается, а только сомневается в своей возможности участвовать в олимпиаде, выясняется, согласен ли он участвовать в ней через некоторое время (месяц, полтора), употребив это время для тренировки . Затем самооценка ребенка, полученная в этих разных ситуациях, сравнивалась и сопоставлялась.
Таким образом, мы имели возможность установить, проявляется ли у ребенка в разных ситуациях одинаковая самооценка или разная, т.е. имеется ли у него неосознаваемая неуверенность в себе и как она определяет его поведение. Таким путем выявлялось наличие или отсутствие у данного ребенка отрицательных аффективных переживаний, а также устанавливалось, с какой областью эти аффективные переживания связаны.
Перевоспитание ребенка в нашем исследовании строилось на основе выдвинутого положения о причинах возникновения аффекта неадекватности и было направлено на устранение этих причин. Исчезновение или ослабление аффективных переживаний служило для нас доказательством правильности выдвинутой гипотезы.
Содержание педагогической работы с каждым ребенком излагается в процессе описания материала.
Как уже было указано, изучение детей продолжалось длительное время. Материал о каждом ребенке собирался дважды, в III, а затем IV классе. Изучение каждого ребенка в III и IV классах проходило с использованием одних и тех же методов и приемов. Это давало нам возможность проследить динамику аффективных переживаний каждого ребенка. Кроме того, материалы, собранные нами за два года обучения, сопоставлялись с материалами о жизни ребенка, до этого периода полученными из рассказов родителей и учителей.
13.06.2018